Нарковойна в Мексике

Нарковойна в Мексике— вооружённый конфликт между враждующими наркокартелями, правительственными войсками и полицией в Мексике. Только за 5 первых лет (с конца 2006 года по 2011 год) жертвами вооруженной борьбы мексиканских наркокартелей между собой, а также против сил федерального правительства стали более 47,5 тысяч человек.

Мексиканские наркокартели существуют уже несколько десятилетий, и уже с 1970-х годов имеет место содействие их деятельности со стороны некоторых государственных структур Мексики. Мексиканские наркокартели усилились после распада в 1990-х годах колумбийских наркокартелей — Медельинского и Кали. В настоящее время Мексика является основным иностранным поставщиком каннабиса, кокаина и метамфетамина в США, а мексиканские наркокартели доминируют на оптовом незаконном рынке наркотиков в США.

Аресты лидеров картелей привели к повышению уровня насилия, так как обострили борьбу картелей между собой за контроль над маршрутами доставки наркотиков в США.

Соединенные Штаты — главный источник оружия, задействованного в разборках наркокартелей в Мексике. В отдельных районах Мексики наркокартели накопили оружие армейского образца, имеют в своем штате бывших сотрудников специальных вооруженных сил, проводят активную контрразведку, имеют пособников среди властей и армию рядовых из числа бедных молодых людей, стремящихся присоединиться к ним.

Против наркокартелей выступает полиция, вооруженные силы Мексики и антинаркотическая служба DEA США. Правительство Мексики при правлении Фелипе Кальдерона впервые нанесло ощутимый удар по картелям, среди прочих средств, выдавая их наиболее активных членов иностранным государствам, конфискуя денежные средства и оружие. YouTube стал пропагандистской площадкой нарковойны, где анонимные компании загружают видеофильмы и оды картелям и их предводителям, в которых восхваляются преимущества лидера одного картеля над другим.

История

Мексика стала крупным поставщиком нелегального алкоголя в США во время «сухого закона» (1919—1933), а после его отмены сформировавшиеся организованные преступные сообщества приступили к поставкам в Соединенные Штаты героина и каннабиса. До 1980-х годов Мексика оставалась страной транзита наркотиков — собственное производство наркотических веществ, равно как и их потребление, в стране были незначительны. При активизации правоохранительной деятельности в Южной Флориде и Карибском бассейне, колумбийская организованная преступность наладила партнерские отношения с мексиканскими картелями для массовой транспортировки кокаина через Мексику в США.

В декабре 1982 года правительством Мексики был принят Национальный план по борьбе с наркотиками, предусматривавший разгром сил организованной преступности с использованием армейских подразделений. В августе 1987 года генеральный прокурор Мексики Серхио Гарсиа Рамирес выступил с отчётом о результатах выполнения Национального плана. В общей сложности, с декабря 1982 года до 15 августа 1987 года в борьбе с наркоторговцами, производителями наркотиков и вооружёнными бандами приняли участие 25 тыс. военнослужащих мексиканской армии, ими были сожжены 348 350 плантаций опиумного мака, 215 000 плантаций марихуаны, арестованы 19479 преступников (19 366 мексиканцев и 113 иностранных граждан).

К середине 1980-х мексиканские организации устойчиво функционировали и являлись надежными перевозчиками колумбийского кокаина. Изначально мексиканские банды получали денежные средства за свои услуги по транспортировке наркотиков, но к концу 1980-х перешли на механизм оплаты самим продуктом, то есть непосредственно наркотиками. Транспортировщики из Мексики обычно получали от 35 до 50 % от транспортируемого объёма кокаина, который затем продавался в США.

После разгрома картеля Эскобара мексиканские преступники начали действовать самостоятельно и смогли сконцентрировать основные финансовые потоки от транспортировки наркотиков. Доходы мексиканских наркокартелей, по приблизительным оценкам, составляют от 16 до 50 млрд долларов ежегодно, в наркоторговлю вовлечены миллионы жителей страны.

Мексиканские наркокартели исключительно многочисленны, имеют развитые и хорошо оснащенные частные армии, которые пополняются в том числе бывшими сотрудниками мексиканской армии и полиции. Боевики оснащены автоматическим оружием, гранатомётами, имеют современную экипировку и средства связи, броневики и т. д. Общая численность боевиков всех мексиканских наркокартелей составляет около 100 тысяч человек. С течением времени соотношение сил между различными мексиканскими картелями изменяется, возникают новые, старые ослабевают и разваливаются. Сбои в системе — например, арест или смерть лидера картеля — порождает кровопролитие, вызванное вакуумом власти. Подобные ситуации иногда являются результатом успехов органов правопорядка, поэтому картели часто пытаются использовать правоохранительные органы для борьбы друг с другом, либо путём подкупа мексиканских чиновников для принятия мер в отношении соперника, либо путём организации утечки разведданных об операциях мексиканского правительства и сил США.

Начало борьбы между конкурирующими наркокартелями было положено после ареста в 1989 году Мигеля Анхель Феликс Гальярдо, основавшего кокаиновый бизнес в Мексике. Некоторое затишье в боевых действиях наблюдалось в конце 1990-х, но с 2000 года уровень насилия неуклонно растёт. В связи с этим, в 2006 году мексиканские власти начали полномасштабную войну против наркокартелей.

Наркокартели

Колоссальные обороты нелегального бизнеса позволяют существовать в Мексике более чем десятку наркокартелей, среди которых четыре-пять являются основными и полностью контролируют преступную деятельность в тех или иных районах страны. Социальной базой наркокартелей является безработная молодёжь из бедных и криминализированных провинциальных городов, многими из которых наркобароны фактически управляют. Мексиканская диаспора в США обеспечивает транспортировку и сбыт наркотиков, однако за последние десятилетия наркомания стала социальной проблемой и в самой Мексике, которая превратилась в крупного потребителя наркотических веществ. Из США и стран Центральной Америки в страну нелегально поставляется большое количество оружия, каждый наркокартель имеет хорошо вооружённые частные армии боевиков, по уровню оснащения и подготовке мало чем уступающие правительственным силовым структурам. Наркокартели имеют тесные связи с коррумпированными чиновниками как в Мехико, так и в отдельных штатах; поражены коррупцией и силовые структуры, которые нередко используются не для борьбы с наркоторговлей, а для передела рынка между наркокартелями. Ежегодно Мексика получает от США 1,6 млрд долларов на борьбу с наркобизнесом, эти средства являются значимой доходной статьёй национального бюджета страны в целом и силовых структур в частности.

Наркокартели зачастую сотрудничают и вступают во временные альянсы как друг с другом, так и с организованными преступными группировками за пределами страны, прежде всего, в США, Колумбии и Центральной Америке. Тем не менее, борьба за финансовые потоки, власть и влияние осуществляется постоянно и сопровождается большим числом жертв. В ходе столкновений боевиков разных наркокартелей число жертв достигает десятков человек, многие убийства совершаются с демонстративной жестокостью для устрашения конкурентов.

В отличие от Пабло Эскобара, мексиканские наркобароны никогда не претендовали на политическую власть в стране, хотя на их счету множество терактов, покушений и убийств чиновников в отдельных штатах. Во многих провинциальных городах наркоторговля и связанные с ней сферы деятельности являются основным занятием местного населения, которое лояльно настроено по отношению к «своим» наркобаронам. Картели организованы, как правило, по территориальному принципу, а в их управлении сильны родственные связи — лидеры картелей передоверяют дела братьям, сыновьям, племянникам и так далее.

Важное значение в деятельности наркокартелей имеет их влияние на органы государственной власти, правоохранительные органы и средства массовой информации.

Президентство Висенте Фокса (2000—2006)

Для борьбы с наркобизнесом президент Висенте Фокс направил войска в города Нуэво-Ларедо и Тамаулипас на границе с США, что, однако, не принесло успеха. Подсчитано, что около 110 человек погибли в Нуэво-Ларедо только за январь-август 2005 года в результате боевых действий между картелями.

Президентство Фелипе Кальдерона (2006—2012)

Хотя проявления насилия между наркокартелями имели место задолго до начала войны, правительство занимало в целом пассивную позицию в отношении войн картелей в 1990-х и начале 2000-х. Все изменилось 11 декабря 2006, когда вновь избранный президент Фелипе Кальдерон направил федеральные войска в штат Мичоакан до момента прекращения там насилия. Это действие считается первой крупной операцией по борьбе с организованной преступностью, и, как правило, рассматривается как отправная точка в войне между правительством и наркокартелями. Кальдерон продолжает свою кампанию против наркотиков, в настоящее время около 45 тысяч военнослужащих участвуют в ней в дополнение к государственным и федеральным полицейским силам.